Как выбрать усилитель звука?

Какой усилитель подобрать к акустике? Это один из важнейших вопросов при построении системы воспроизведения звука. Здесь речь пойдёт о стереосистемах.

Одна категория людей в первую очередь приобретает акустику, потом уже усилитель к ней, другие же начинают именно с усилителя. Но в итоге ведь акустическая система, совместно с помещением, где она установлена, выдаёт звук, а роль усилителя - полностью раскрыть акустику, к которой он будет подключён.

Усилитель может придать мониторный или же эмоциональный характер звучания той или иной акустической системы. Кто-то приобретает ламповый усилитель, кто-то транзисторный, третьи же гибридный (входной каскад усиления построен на лампах, оконечный - на транзисторах). Здесь лампы и транзисторы - усилительные элементы аппаратуры. Также можно приобрести сразу полный усилитель, который ещё называют интегральным, где предварительный тракт усиления в одном корпусе с оконечным, либо раздельно - предварительный усилитель в одном корпусе, оконечный - в другом. На характер и качество звука в первую очередь влияет предварительный усилитель/каскад усиления, оконечный же служит своеобразным буфером между предварительным и акустикой, который нередко тоже весьма сильно влияет на качество звука в итоге.

Усилитель должен обладать запасом по мощности, чтобы комфортно слушать на малой громкости, а также на большой без искажений. Как говорят - много мощности не бывает, и я всецело с этим согласен.

Если говорить о транзисторном усилителе (схема может быть на биполярных или же на полевых транзисторах), обладает большим КПД, нежели усилители, схема усиления которых построена на лампах, высокой надёжностью и удобством эксплуатации. Но есть и особенности (или минусы). В транзисторном усилителе не обойтись без применения такого схемотехнического решения, как ООС (отрицательная обратная связь), которая может быть как местной, так и общей. Это делается для сведения к минимуму нелинейных искажений, и получению приемлемой величины выходного сопротивления для согласования усилителя с акустической системой. Использованием качественных транзисторов можно избежать применения общей ОС и задействовать только местные ОС, т.к. общие ОС вносят в сигнал большие по значению величины, нежели местные, интермодуляционных искажений, которые приводят к размытости исходного сигнала, временных и фазовых несоответствий обработанного сигнала.

Хороший же ламповый усилитель стоит весьма дорого, обладает меньшим КПД, но в них нет ООС, его легче согласовать с акустикой по его внутреннему сопротивлению, и у него простая схемотехника. Хороший ламповый усилитесь весит достаточно много, благодаря использованию в нём для согласования с акустикой выходного трансформатора, который в итоге влияет на звук. Но последствия от использования трансформатора значительно меньше, нежели от применения отрицательных обратных связей.

Как резюме, можно сказать следующее - слушайте, сравнивайте различные усилители, акустические системы, по возможности на большем количестве материала и останавливайте на том, что действительно по душе и, так сказать, легло на сердце.

Из производителей транзисторных усилителей хочу отметить: Bryston, Burmester, Redgum, Dan D’Agostino, Exposure, верхние модели Denon, верхние модели Yamaha, Accustic Arts, Sim Audio, Gato Audio, Plinius, среди ламповых: Leben, Audio Recearch, Air Tight, Conrad-Johnson, Acoustic Masterpiece, Copland. Однако есть производители, которых стоит отметить, которые работают в обоих сегментах. Это McIntosh, Cary Audio Design.

Особенно хочу отметить Copland и Leben. Как правило ламповые усилители в своём большинстве имеют на выходе небольшую мощность и, соответственно наиболее комфортно им работать с высокочувствительной акустикой. Это не касается Copland, который является своего рода чудом скандинавской техники. Он обладает, на мой взгляд, только плюсами как по характеру звука, так и по способности контролировать “тяжёлую” акустику. У Лебена самый короткий путь прохождения сигнала, полностью навесной монтаж без использования печатных плат и отборная элементная база. В глубину (если говорить о 300-й линейке) всего 26 см, а по весу очень даже тяжёлый. И сделан под ретро, вот здесь многие и идут по пути приобретения сначала усилителя, а потом уже акустики.

Из транзисторных - Dan D’Agostino. Эти усилители являются действительно чудом звукоусилительной техники от американского весьма уважаемого производителя. Выфрезерованный цельный алюминиевый корпус, дифузионное охлаждение усилителя, его многочисленных транзисторов, коих больше десятка, в некоторых усилителях трансформатор, занимающий около половины корпуса, обладающий высоким качеством, который идеально согласует усилители с акустическими системами. Изготовленные только вручную, в США, эти усилители, в большей своей части обладают так любимыми всеми стрелочками. Усилители совсем не имеют общей обратной отрицательной связи, благодаря этому практически отсутствуют интермодуляционные искажения. Изделия обладают потрясающей динамикой и большой полосой пропускания (1Гц - 200кГц (-1дБ)). До 40 Вт усилители работают в классе А. Корпус защищён от электромагнитных и высокочастотных наводок. Приходилось слушать усилители данного производителя с акустикой Vienna, которая очень требовательна к усилительной части, результат превзошёл все ожидания. Прекрасно усилители справились так же с Focal Sopra, ATC, коих так же не так просто ублажить)), особенно они отлично отыграли в связке с акустическими системами от Эстонского производителя Estelon. Об этой связке будет отдельная статья.

У нас в шоу-руме представлены усилители Arcam HDA SA20 - интегральный усилитель, Accustic Arts Power-ES silver - интегрированный стреоерусилитель, BRYSTON 4B-3 17" BLACK STEREO - усилитель мощности, Copland CTA 405-А - интегральный усилитель, Emotiva TA-100 - интегральный стереоусилитель, Rega Brio (ПДУ) Black - интегральный усилитель, Rega ELEX-R (ПДУ) Black - интегральный стереоусилитель, S.A.Lab BLACK KNIGHT - интегрированный усилитель на германиевых транзисторах. Мы можем привезти для вас любой усилитель, который вы хотите послушать, приходите, ждем Вас!

Блог

Авторские статьи на тему Hi-Fi и Hi-End оборудования. Впечатления от прослушивания систем.